Методика разработки учебного занятия в системе дополнительного образования
Учебное занятие – это:
модель деятельности педагога и детского коллектива;
ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
обучающие;
общеразвивающие;
воспитательные.
Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: обучение и научениеучащихся чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.
Это учебные занятия:
по передаче знаний;
по осмыслению знаний и их закреплению;
по закреплению знаний;
по формированию умений и применения знаний на практике;
тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, праздники: «Мой экипаж – семья!», «Юные умельцы Слутчины», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, чтонаучение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так ивоспитательные задачи в комплексе.
Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности учащегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Расширение форм повышения профессиональной квалификации педагогов (ИКТ-компетентности)
Профессиональное развитие выступает необходимым условием конкурентоспособности современного специалиста. Специфика педагогической профессии предъявляет высокие требования, как к личностным качествам педагога, так и к уровню его профессионализма. Направления профессионального развития педагога задаются с учетом социального заказа общества к образовательной системе и целей образования, закрепленных в нормативных документах, что позволяет определить общечеловеческие и профессионально значимые ценности такого развития. Вместе с тем, профессиональное развитие педагога неотделимо от личностного, что обусловлено тем, что профессионализм деятельности не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств, направленностью личности, особенностями мотивации, ценностными ориентациями.
В условиях перехода современного общества к информационному, процессы информатизации, стремительного обновления знаний и способов деятельности, появления новых технологий и профессий предъявляют к специалисту требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования на протяжении всей жизни. Новые социальные запросы определяют не только новые цели образования, но и стратегию его развития.
Одним из направлений развития системы образования Республики Беларусь является ее информатизация. В Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 24 июня 2013 года) определены основные направления модернизации системы образования, это:
– формирование образовательной среды на базе «облачных» технологий;
– обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов и услуг;
– разработка электронных образовательных ресурсов системы образования (электронных учебников и учебных пособий);
– обеспечение сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;
– распространение дистанционной формы получения образования.
Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи личностно-профессионального развития в условиях информационного общества. Процессы информатизации в системе образования связаны в том числе и с сетевой активностью педагогов и других участников образовательного процесса.
Сетевое сопровождение профессионального развития педагога заключается в поэтапном, целенаправленном, непрерывном, скоординированном взаимодействии субъекта профессионального развития (педагога) и сопровождающей стороны (тьютора). Традиционно сложившиеся формы повышения профессионализма педагогов заключаются в основном в обновлении и расширении профессионально-педагогических и предметных знаний, доминировании установки на предметно-ориентированный характер профессионального развития педагога. Современные формы повышения уровня профессионального развития педагогов должны быть ориентированы на целостное саморазвитие личности профессионала, творческую самореализацию, удовлетворение личностных интересов. Поэтому при создании сообщества мы проектируем как минимум два направления: во-первых, расширение знаний и профессиональных компетенций; во-вторых, личностный рост, профессиональное саморазвитие.
В настоящее время ученые выделяют следующие функции сетевых сообществ – коммуникативную, гностическую и самопрезентацию.
Коммуникативная функция является ключевой для сетевых сообществ независимо от профессиональной принадлежности ее участников. Волохонский В.Л. в структуре данной функции выделяет два компонента – общение и расширение круга общения. В контексте профессионального саморазвития педагога ценным является личностное и профессиональное общение участников сетевого сообщества, в ходе которого происходит активное взаимодействие по профессиональным вопросам и коммуникация в рамках удаленного общения, позволяющая участникам интернет-сообщества познавать друг друга.
Гностическая функция сетевых сообществ проявляется в том, что они строятся вокруг информационного поля Интернета, обладают доступом к любому роду информации, накопленной за время существования глобальной компьютерной сети. Участие в сетевых сообществах дает субъекту возможность получать отсортированную, качественно проверенную, актуальную информацию, «переработанную» членами сообщества и превратившуюся в знания. Благодаря этой функции участник сообщества имеет возможность получать профессиональные знания и опыт у других членов сообщества, а также делиться собственным профессиональным опытом и информацией.
Функция самопрезентации. Сетевые сообщества представляют собой личное пространство, где каждый может создать свое виртуальное «Я», образ, к которому автор стремится. При этом каждый пользователь получает возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с аудиторией сообщества или со всеми пользователями Интернета. Кроме того, публичность персональной страницы вынуждает пользователей вести работу над ней постоянно, более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им лучше понять переживаемые события.
Нетрадиционные формы учебных занятий
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь обучающихся в систему дополнительного образования. Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе, позволяют удовлетворять разнообразные потребности обучающихся и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности. Поэтому сфера дополнительного образования создает социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и постоянно реализуются достижения и ценности науки, культуры, производства.
В учреждениях дополнительного образования детей возможности и специфика социально-педагогической деятельности позволяет объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы обучающихся – одарённых, имеющих физические недостатки.
Нетрадиционные формы занятия базируются на понимании обучающихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности обучающихся, их творческого потенциала и мотивационно – ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин.
Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и обучающимися; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности обучающихся; по структуре анализа занятия.
Нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к преподаванию учебной дисциплины. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нетрадиционные занятия – это всегда праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности.
Нетрадиционные формы организации деятельности учащихся:
презентация предмета, явления, события, факта (описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях);
социодрама (сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений;
защита проекта (способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем;
философский стол (коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.);
чаепитие (обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает);
«Крепкий орешек» (решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений);
занятие – письмо (философу, президенту и т. д.);
занятие – КВН;
занятие «Поле чудес»;
день добрых сюрпризов (упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость);
конверт вопросов (свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке);
выпускной ринг (отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми).
Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.
1. Замысел – самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: определение временных рамок; определение темы; определение типа занятия; выбор нетрадиционной формы; выбор форм учебной и воспитательной работы.
Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: специфика изучаемого курса и группы, характеристика темы (материала), возрастные особенности учащихся.
При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора: особенности и возможности выбранной формы; характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).
2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из: распределение обязанностей (между педагогом и учащимися); написание сценария занятия (с указанием конкретных целей); подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; разработка критериев оценки деятельности учащихся.
3. Проведение нетрадиционного занятия.
4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
Памятка педагогу дополнительного образования по самообразованию
Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
развитие инновационных процессов в учреждении.
Порядок работы над темой самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
единой методической темы учреждения;
актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения,
затруднений педагогов;
педагогического стажа;
уровня профессиональной компетентности педагога.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.
В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал.
Формы представления могут быть различны:
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов и пособий;
выработка адаптированных методических рекомендаций по применению современных технологий (образовательных, информационных);
проектирование и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям (техникам, методикам);
создание образовательно-методических комплексов;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.
В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов и пособий;
выработка адаптированных методических рекомендаций по применению современных технологий (образовательных, информационных);
проектирование и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям (техникам, методикам);
создание образоватеьно-методических комплексов;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Примерный план работы педагога по самообразованию
Этапы
Содержание работы
Сроки
I. Диагностический
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме
1-й год работы над темой
II. Прогностический
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов
1-й год работы над темой
III. Практический
1. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
4. Корректировка работы
2-й год; (3-й), (4-й)
IV. Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
3. Представление материалов
3-й год,
(4-й), (5-й)
V. Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение
В ходе дальнейшей педагогической деятельности
Рекомендации по оформлению работы по самообразованию
Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога; образование, специальность;
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи; предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями, предложениями по использованию другими педагогами.
Анализ занятия в системе дополнительного образования
Примерная схема
Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики объединения по интересам и других факторов.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:
четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);
сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;
использование наиболее целесообразных методов обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровьесберегающих технологий.
На первоначальном этапе занятия педагогу важно создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – проанализировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.
Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности, продуктивное использование применяемого наглядного материала.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.
Рассмотрим подробнее основные характеристики занятия, которые необходимо отразить при его посещении в справке-анализе.
1. Общие сведения о занятии.
Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения по интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указываются место и время проведения занятия.
2. Цель посещения занятия.
К данным целям можно отнести следующие:
изучение методики проведения определенного занятия;
изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;
оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;
ознакомление с методикой ведения занятия и оказание помощи молодому или неопытному педагогу;
мониторинг деятельности педагогов дополнительного образования;
выяснение эффективности форм работы педагога (игра, конкурс, выставка и т. д.);
выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;
определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;
выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;
ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;
проверка соблюдения педагогом норм поведения на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т. д.);
выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.
3. Цель занятия.
Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Четкая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.
Цель занятия должна быть достижимой, четко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.
4. Тема занятия.
Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.
5. Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.
Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инструментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия наглядные пособия и средства обучения (электронные, научные и др.)
6. Соблюдение структуры занятия.
Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и задач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполнение практических и творческих заданий, рефлексия, заключительная часть занятия.
7. Формы обучения.
Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
При анализе занятия следует отметить эффективность применяемых форм обучения с позиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникативные качества.
8. Метод обучения.
Отмечаются используемые на занятии методы обучения: метод словесного обучения, метод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.
При анализе занятия следует отметить целесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.
9. Система работы педагога.
Характеризуется с точки зрения умения владеть группой, организовывать ее для работы, вызывать интерес у учащихся к теме занятия. Следует отметить, рационально ли использовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического руководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педагога на учащихся.
10. Система работы обучающихся.
Проанализировать активность и работоспособность группы учащихся на занятии, отметить наличие умений творчески применять знания и умения, качество сформированных навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указать, наблюдалась ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованности, проявление коммуникативных качеств.
11. Удачные элементы занятия.
Назвать наиболее эффективные для достижения цели приемы, методы, формы, способы деятельности, используемые на занятии.
Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, роль педагога в создании микроклимата на занятии, коммуникативную активность учащихся.
Отметить качество выполнения практических и творческих заданий.
Указать, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культуры и потребности в знаниях.
12. Замечания.
Здесь можно отметить, как педагог поддерживает дисциплину на занятии, как добивается заинтересованности в обучении, охарактеризовать его поведение (бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особенности речи (грамотная, многословная, лаконичная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).
Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходимости, несоответствие темы занятия календарному плану работы объединения и рабочей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства и т. д.
Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сторону использования наглядности.
13. Выводы и предложения.
Выводы зависят от цели посещения. В случае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или нового педагога, выводы должны содержать следующие позиции:
общая оценка занятия — уровень проведения (высокий, удовлетворительный, низкий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);
достижение цели – усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;
методическое совершенство занятия – проведено методически правильно или неправильно, аргументация;
воспитательное значение занятия – осуществлялось ли воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, эстетических взглядов и т. д.;
педагогическое мастерство педагога: глубокое знание предмета, умение передавать знания учащимся, влияние на группу.
В случае, когда занятие посещено с конкретной целью, например, выяснение эффективности форм работы педагога или проверка соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала, выводы отражают только результат анализа данного вопроса.
При посещении открытых занятий вывод может быть следующим: занятие проведено на высоком (достаточном, низком) профессиональном и методическом уровне.
В предложениях можно указать, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов. Дать рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.
В конце анализа занятия посетивший должен указать свою фамилию, ознакомить со справкой – анализом занятия педагога дополнительного образования, о чем должна свидетельствовать подпись педагога.
Ниже приводится образец формы “Справка – анализ занятия”.
СПРАВКА – АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Дата посещения: « »
Название объединения по интересам: _____________________________________________
Ф.И.О. руководителя объединения по интересам:
Год обучения: ________
Количество учащихся: по факту- , по списку – ________
Место проведения: ___________________________________________________________
Время начала ________ и окончания__________ занятия
Цель посещения занятия: _______________________________________________________
Цель занятия: _________________________________________________________________
Тема занятия: _________________________________________________________________
Наличие:
программа объединения по интересам
журнал планирования и учета работы
оборудование и материалы в необходимом количестве
средства обучения (учебники, видеоуроки)
наглядные пособия (таблицы, схемы и др.)
Соблюдение структуры занятия:
организационная часть
постановка цели и задач занятия
актуализация опорных знаний и умений
изучение нового материала
выполнение практических и творческих заданий
рефлексия
заключительная часть занятия
Форма обучения:
индивидуальная парная
групповая коллективная
Используемые методы обучения:
метод словесного обучения
метод наглядного обучения
метод практического обучения
метод игры
(другой) ___________________________
Система работы педагога:
готовность к занятию, владение материалом
авторитет педагога
создание мотивации обучения в течение всего занятия
умение организовать работу учащихся
рациональность использования времени
учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся
умелое использование смены видов деятельности
педагогическая культура и такт
воспитывающая направленность занятия
Система работы учащихся:
заинтересованность
дисциплинированность и организованность
активность и работоспособность
уважительное отношение к педагогу
умение творчески применять знания и умения
сформированность навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами
соблюдение правил техники безопасности и охраны труда
коммуникативная активность учащихся
Достигнута ли цель занятия?
Да Нет Частично
Соответствует ли содержание занятия программе?
Да Нет Частично
Соответствуют ли методы и приемы возрастным особенностям и уровню развития учащихся? Да Нет Частично
Гармонично ли сочетались обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия? Да Нет Частично
Способствовало ли занятие развитию интереса к обучению?Да Нет Частично
Удалось ли сформировать требуемые знания и умения?Да Нет Частично
Эффективна ли методика контроля за усвоением материала и формированием практических умений и навыков? Да Нет Частично
Соответствовала ли организация занятия санитарно-гигиеническим требованиям? Да Нет Частично
9. Удачные элементы занятия: ________________________________________________
10.Замечания: _____________________________________________________________
11. Выводы и предложения: ____________________________________________
__________________________________________________________________________
________________ Ф.И.О. посещаемого _____________(подпись посещаемого)
________________Ф.И.О. педагога __________________
ЛИТЕРАТУРА
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
Сущенко, Т. И. Основы внешкольной педагогики / Т. И. Сущенко. – Минск : Бел. навука, 2000. – 221 с.
Каргина, З. А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник. – 2009. – № 1. – С. 15.
Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н. П. Наволокова, В. Н. Андреева. — Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 118 с.
Методическое обеспечение образовательного процесса / сост. Л. П. Конина, Е. Ф. Песяк, И. А. Черепанова, И. А. Андрианова // Дополнительное образование и воспитание. -2006. – № 2. – С. 15.
Кашепов, М. В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования // Внешкольник. – 2007. – № 2. – С. 19.
Лобашев, В. Д. Условия создания и применения дидактических средств в учебном процессе // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 2. – С. 7.
Портфолио — инновационная форма обобщения опыта
профессиональной деятельности педагога
Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются прежде всего на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах. Одним из самых распространенных в последние годы методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно дефинициям «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», иногда используются термины «подлинная оценка» или «оценивание реальных достижений».
Таким образом, портфолио – это динамичный пакет документов, содержащий разнообразную информацию, позволяющую всесторонне отразить и охарактеризовать приобретенный опыт и достижения педагога.
К настоящему времени в зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио, в их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Мы предлагаем вам модель портфолио, которая была создана с учетом специфики нашего Центра творчества детей и молодежи.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
1. Титульный лист, включающий в себя следующие сведения о педагоге:
ФИО педагога;
образование, специальность и квалификация;
контингент учащихся, с которыми работает педагог;
название объединения, место его расположения;
педагогическая нагрузка;
педагогический стаж;
награды, звания;
дополнительные сведения (факты, достойные упоминания).
2. Сведения о повышении квалификации:
дипломы об образовании, профессиональной переподготовке;
сертификаты, свидетельства, удостоверения, справки о повышении квалификации.
3. Нормативно-правовое и методическое обеспечение направления деятельности:
дополнительная общеобразовательная программа;
методические рекомендации;
разработки открытых занятий, мастер-классов;
наглядные пособия, дидактические материалы;
сценарии воспитательных мероприятий;
программы экскурсий, походов;
разработки родительских собраний;
информационные материалы для родителей.
4. Работа по самообразованию
сертификаты об участии в семинарах, научно-практических конференциях, мастер-классах;
разработанные методические и дидактические материалы по теме самообразования;
копии публикаций – результата самообразовательной деятельности;
творческие работы на курсах повышения квалификации;
участие в инновационной деятельности.
5.Результаты творческой деятельности педагога и учащихся
результаты участия в творческих профессиональных конкурсах (дипломы, грамоты, благодарственные письма);
организация творческого досуга детей (проекты, разработки мероприятий);
продукты творческой деятельности педагога (слайд-презентации, информационно-рекламные материалы и т.д.);
успехи и достижения учащихся (грамоты, дипломы, благодарственные письма за участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях).
6.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
документы, активные ссылки на представление опыта на сайтах образовательных организаций, профессиональных сайтах, собственном сайте;
тезисы выступлений на заседаниях МО, педагогических советах, семинарах, научно-практических конференциях;
обобщение передового педагогического опыта.
7.Фотоматериалы (слайд-презентации) о деятельности педагога, объединения по интересам (конкурсные выступления, занятия, праздники, выставки и т.д.).
Основные принципы создания портфолио педагога:
1. Системность и регулярность самомониторинга (постоянное обновление данных).
2. Достоверность.
3.Объективность.
4.Нацеленность автора на самосовершенствование.
5.Структуризация материалов.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7.Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8.Наглядность результатов.
Подходы к разработке и оформлению педагогического портфолио могут быть разнообразными, но важно, чтобы педагог осознал необходимость систематически анализировать свою работу, собственные успехи, обобщать и систематизировать профессиональные достижения, определять способы преодоления трудностей, чувствовать себя более уверенно в педагогическом коллективе.
Работая над составлением портфолио, педагог:
учится оценивать свои достижения, анализировать результаты своей деятельности, отбирать нужные материалы, писать резюме, отчеты, планировать дальнейшее обучение, самосовершенствование;
может использовать материалы портфолио при участии в профессиональных конкурсах, во время аттестации, при устройстве на работу как свидетельство практического опыта и уровня квалификации.